Реестр отечественного программного обеспечения по 188-ФЗ


Сергей Левин,
главный конструктор ГК СИГМА, Москва.

 Наша компания является разработчиком и производителем оборудования и программного обеспечения для комплексных систем безопасности. Сегодня я хочу сделать краткое сообщение о новом классификаторе – реестре российского программного обеспечения.

29 июня 2015 президентом был подписан федеральный закон 188-ФЗ (Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 188-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), очередной из серии законодательных актов об импортозамещении. В этот раз речь идет о программном обеспечении для ЭВМ. Закон предписывает создание единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Вступил в силу закон с 1 января 2016 года. То есть фактически он уже действует.

Формирование и ведение реестра отечественного программного обеспечения осуществляется Минкомсвязи России. Причем для ведения реестра регистратор вправе нанять частного оператора – российскую коммерческую организацию или российское некоммерческое партнерство или ассоциацию ИТ-компаний. Регистрация в реестре является добровольной̆ и не носит характера правоустанавливающей̆ регистрации исключительного права на ПО.

В начале этого года начал работать специальный интернет-ресурс – по адресу: https://reestr.minsvyaz.ru.

Единый реестр

На данном сайте можно познакомиться с содержимым реестра. На настоящий момент в реестре находится 87 зарегистрированных программ.

На этом же сайте можно подать заявление на внесение программы в реестр. Сейчас в обработке находится более 350 заявлений.

Конечно все это небольшие цифры, но надо полагать дальше будет больше.

В реестр российского программного обеспечения могут быть включены сведения о программах, которые соответствуют следующим основным требованиям:

  1. исключительное право на программу принадлежит российской компании, в которой доля российского капитала составляет более 50% или гражданину РФ.
  2. программа свободно реализуется на всей территории Российской Федерации.
  3. общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программы и для разработки, адаптации и модификации программы, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программы.

Прокомментирую эти требования.

Пункт 1 — данное требование, в общем, то не является камнем преткновения для иностранных компаний, имеющих в России представительство с правильными долями в его уставном капитале.

Пункт 2 — в этом пункте кроется подвох для тех компаний, которые могут предоставить юрлицо, удовлетворяющее первому пункту, но, например, поддерживают западные санкции в отношении Крыма, и тогда в реестр путь им окажется закрыт.

Пункт 3 — этот пункт ставит под удар значительное количество компаний, имеющих свои представительства в России и занимающихся дистрибуцией иностранного ПО. В большинстве случаев размер отчислений за границу у данных компаний выше 30%

Программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, признаются происходящими из Российской Федерации. Другими словами, если программы нет в реестре, российской она уже не признается. Не смотря на то, например, что у вас есть свидетельство о государственной регистрации программы, которое выдается через ФИПС.

Еще важный момент – попадание программы в реестр всего лишь свидетельство о российском происхождении программы, это никак не связано с сертификацией на соответствие каким либо техническим требованиям. Государственный или муниципальный заказчик при осуществлении закупок обязан руководствоваться, в первую очередь, реестром российских программ. Это значит, что если нужная для закупки программа есть в реестре, купить аналогичную программу, не из реестра уже нельзя. Не важно, при этом, фактически программа имеет зарубежное или все-таки российское происхождение. Исключения допускаются только в следующих случаях:

  • если в реестре российских программ отсутствуют сведения о ПО, соответствующем классу планируемого к закупке ПО;
  • если ПО из реестра российских программ обеспечения соответствует классу планируемого к закупке ПО, но по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям к планируемому к закупке ПО, установленным заказчиком;
  • если исключительное право на планируемое к закупке ПО принадлежит юридическому лицу, образованному в соответствии с законодательством РФ, и сведения о таком ПО и (или) о закупке составляют государственную тайну.

Как все это коснется отрасли систем безопасности?

С отечественным прикладным ПО для систем безопасности в целом и так все в порядке. Оно есть, используется и развивается. Но есть одно «но»: в большинстве случаев наше российское прикладное программное обеспечение работает под управлением ОС Windows. Операционная система Windows, как известно, продукт американской корпорации Microsoft. Соответственно, ограничение на использование зарубежной операционной системы повлечет за собой невозможность использования прикладных программ, написанных для нее.

Выход – писать прикладное ПО под отечественные операционные системы. Российские операционные системы:

  • МСВС – ОАО «ВНИИНС».
  • Astra Linux – ОАО «РусБИТех».
  • Эльбрус – АО «МЦСТ».

Конечно как вариант, есть множество открытых проектов Linux. Использование opensource вариантов Linux чревато проблемами с информационной безопасностью, а также отсутствием каких-либо сертификатов и гарантированной технической поддержки. Что, скорее всего, станет препятствием для применения для гособъектов.

Источник: Доклад на конференции «ВЫБИРАЕМ РОССИЙСКОЕ» (Санкт-Петербург. 01.03. 2016)

Архив публикаций