Международная стандартизация в области СКУД


А.К. Крахмалев
Заместитель председателя ТК-234, к.т.н., проф., акад. ВАНКБ

Системы контроля и управления доступом (СКУД) играют важнейшую роль в обеспечении безопасности объектов и имущества, поэтому сейчас уделяется важное внимание нормативным документам в этой области. Стандарты на СКУД входят в систему стандартов по криминальной безопасности. Термин "криминальная безопасность" предложен в проекте технического регламента "О технических средствах обеспечения противокриминальной защиты объектов и имущества". Аналогичный подход принят и в международной практике стандартизации СКУД.

Вопросами международной стандартизации в области обеспечения безопасности объектов и имущества занимается Международная электротехническая комиссия (МЭК), в частности Технический комитет № 79 (МЭК ТС 79), который называется "Alarm systems / Системы охранной сигнализации".

В состав комитета входят 13 стран, являющихся постоянными членами, и 22 страны-наблюдателя.

Работа МЭК ТС 79 и активность стран-участниц

С 2006 г. ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России возобновил свое участие в данном комитете, взяв на себя обязательства по подготовке отзывов, замечаний и предложений по рабочим документам МЭК и направляя их в секретариат Российского национального комитета по участию в МЭК. Сотрудники ФГУ НИЦ "Охрана" МВД России вошли в состав рабочих групп ТС 79.

В последние годы работа в ТС 79 значительно активизировалась. Этому способствовал ряд причин:

  • возникновение новых видов криминальных и террористических угроз;
  • возрастающая криминальная угроза по всему миру;
  • заинтересованность стран в признании требований национальных стандартов на международном уровне для продвижения своей продукции — средств и систем безопасности — на мировой рынок.

В 2008 г. в работе ТС 79 наряду с текущими задачами проводилась также работа по пересмотру деятельности комитета. Для этого были проведены:

  • анкетный опрос по дальнейшему участию национальных комитетов в МЭК, а также по пересмотру области деятельности ТС 79 и выдвижению национальных/региональных  стандартов для включения в рабочую программу комитета;
  • анкетный опрос стран-участниц ТС 79 по состоянию действующих стандартов МЭК ТС 79.

Данные опросы были проведены накануне совещания в Париже в июне 2008 г.

В последующих документах, которые содержали протоколы Парижской встречи, четко прослеживается мировая политика в области стандартизации средств и систем безопасности. В частности, была признана необходимость включения в систему международных стандартов МЭК ТС 79 стандартов на СКУД и стандартов на СОТ (системы охранного телевидения), которые в настоящее время отсутствуют в составе стандартов "Alarm systems/Системы охранной сигнализации".

Активно проявил свою заинтересованность в данной работе Национальный комитет Китая, который представил свою презентацию по стандартизации средств и систем безопасности и выступил с целой комплексной программой национальной стандартизации для рассмотрения ее в качестве международной программы стандартизации в МЭК ТС 79.

На рисунке представлена структурная схема области деятельности Национального комитета по стандартизации Китая SAC/TC 100, которая предлагается в качестве основы для пересмотра области действия ТС 79.

В рабочих документах ТС 79, выпущенных после совещания в Париже, приведены результаты голосования и комментарии членов ТС 79 по пересмотру области действия комитета и по выдвижению "своих" стандартов для включения в работу комитета.

Конструктивные предложения по деятельности МЭК ТС 79

Нужно отметить, что большинство членов ТС 79 (среди которых, в частности, Канада, Швеция, Франция, Великобритания, Финляндия) выступили с предложением исключить из области деятельности ТС 79 работу по стандартизации систем пожарной сигнализации, так как этой темой занимается отдельный комитет ISO/TC 21/SC 3 Fire detection and alarm systems.

Некоторые страны (такие, как Чехия, Франция, Китай, Канада) предложили включить в область действия комитета работу по стандартизации в области разработки систем СОТ, СКУД, интегрированных и комбинированных систем.

В основном внимания заслуживают точки зрения двух стран: Канады и Китая.

Предложения со стороны Канады

Национальный комитет Канады внес следующие предложения по области действия МЭК ТС 79:

1. Необходимо исключить из области действия комитета пожарную сигнализацию, поскольку она является предметом стандартизации комитета IS O/TC 21/SC 3.

2. МЭК ТС 79 должен разрабатывать стандарты на системы обнаружения, системы охранной сигнализации, системы мониторинга, предназначенные для защиты объектов и собственности, а также стандарты на устройства, использующиеся в таких системах.

Иными словами, область действия комитета должна включать в себя следующие разделы (при этом не ограничиваясь ими):

  • системы охранной сигнализации;
  • системы обнаружения;
  • системы сигнализации об опасности;
  • системы охранной сигнализации социально значимых объектов;
  • системы контроля и управления доступом;
  • системы мониторинга и видеонаблюдения;
  • системы досмотра (аппаратура сканирования багажа и т.д.);
  • монтаж систем и аппаратуры;
  • передача данных;
  • коммуникация.

Стандарты должны быть составлены таким образом, чтобы содержать терминологию и технические характеристики, необходимые требования к электробезопасности, эксплуатационной безопасности, требования к испытаниям, монтажу и рабочим характеристикам условий обнаружения, оповещению, мониторингу и системам передачи данных.

3.  TК 79 должен поддерживать взаимосвязь с другими международными техническими комитетами, такими как ISO/TC 21/SC3 (системы охранно-пожарной сигнализации), ISO TC223 (общественная безопасность), ISO/TC 43 (акустика) и TSB (бюллетень технических служб), для того чтобы избежать повторений в разрабатываемых стандартах.

Предложения со стороны Китая

Согласно позиции  Национального комитета Китая, область деятельности ТС 79 должна включать в себя:

1. Стандарты на системы охранной сигнализации, а также на используемые средства (такие, как: средства обнаружения, передачи данных, управления, регистрации, отображения информации, сохранения информации; охранные шлейфы).

2.  Стандарты на системы сигнализации социально значимых объектов (например, музеи и т.д.): как на сами системы, так и на обслуживание таких систем.

3.  Стандарты на системы видеомониторинга (охранного телевидения), а также на используемые в них системы и средства (такие, как: средства передачи, контроля, регистрации, отображения,  воспроизведения,  программирования).

4.  Стандарты на средства и системы контроля доступа, в том числе на системы:

4.1. идентификации объекта и контроля здания (общественных и квартир), дверей и проходных зон (зоны прохода);
4.2.  идентификации объекта и контроля участков парковки;
4.3.  идентификации доступа и контроля доступа в местах большого скопления людей (стадионы, театры и центры);
4.4. охраны средств передвижения;
4.5.  идентификации, основанной на биометрических характеристиках человека. Данные документы могут включать в себя (но не ограничиваться этим) следующие стандарты:
4.5.1.  на системы и продукцию распознавания отпечатков пальца;
4.5.2.  на системы и продукцию распознавания кисти руки;
4.5.3.  на системы и продукцию распознавания радужной оболочки глаза;
4.5.4.  на системы и продукцию распознавания лица;
4.5.5.  на системы и продукцию распознавания голосовых характеристик.

5.  Стандарты на системы досмотра, в том числе на средства и системы досмотра контрабанды, взрывчатых веществ, наркотиков, химических веществ, оружия и ножей.

6.  Стандарты на системы безопасности и охраны, комбинированные с вышеупомянутыми системами, которые могут включать (но не ограничиваться этим) разработку следующих стандартов:
6.1.   по  оценке риска охраняемых объектов;
6.2.  на разработку систем, монтаж оборудования (аппаратуры), прокладку кабеля, испытание систем и инспектирование целостности системы;
6.3. по оценке работы системы обслуживания и управления после установки.

Кроме того, китайский Национальный комитет также предложил:

  • заменить IEC/TC 79 Alarm Systems/МЭК/ТК 79 "Системы тревожной сигнализации" на IEC/ TC 79 Security and Protection Alarm Systems/ МЭК/ ТК 79 "Системы охранной сигнализации и обеспечения безопасности";
  • сформировать I EC/TC 79 как международную систему стандартизации по системам безопасности и технологиям охраны. Установить соответствующие подкомитеты и рабочие группы и начать работу в них.

Национальные нормативы как основа международного стандарта

Кроме Китая и Канады, готовых, помимо вышеуказанных предложений, выдвинуть также свои национальные стандарты для включения их в работу Международного комитета ТС 79, свое желание представить такого рода документы выразили Великобритания и Россия.

Национальный комитет Великобритании назвал в качестве возможных проектов международных стандартов публикации Европейского комитета по электротехнической стандартизации CENELEC TC 79, а Российский национальный комитет предложил представить на рассмотрение в Международный комитет ряд отечественных стандартов по безопасности.

Национальный комитет Канады представил к рассмотрению следующие стандарты:

1. CAN/ULC-S301-M88 - стандарт на централизованные и мониторинговые станции систем охранной сигнализации. Он содержит требования к объектам централизованных станций и службе охраны, объектам мониторинговых пунктов и службам охраны, спутниковым центрам, центрам обработки сигналов и пунктам связи. Сигналы, принятые от систем охранной сигнализации квартир, коммерческих и финансовых учреждений, контролируются операторами централизованных или мониторинговых центров, которые обрабатывают сигналы и предпринимают действия, соответствующие характеру полученных сигналов.

2. CAN/ULC-S302-M91 - стандарт по установке и классификации систем охранной сигнализации для финансовых и коммерческих учреждений, сейфов и хранилищ. Он касается монтажа охранной сигнализации и устройств, составляющих систему охранной сигнализации для финансовых и коммерческих помещений, сейфов и хранилищ. Требования данного стандарта также включают в себя классификацию степеней защиты, устанавливаемой на конкретных объектах.

3. CAN/ULC-S303-M91 - стандарт на системы и устройства автономной охранной сигнализации. Он касается конструкции, технических характеристик и обслуживания систем и устройств автономной охранной сигнализации, предназначенной для использования в торговых помещениях, а также для защиты сейфов и хранилищ ценностей, банковских сейфов и депозитов.

4. CAN/ULC-S304-06 - стандарт на центры приема сигналов и устройства контроля охранной сигнализации помещений. Он включает в себя требования к схеме построения и рабочим характеристикам центра приема сигналов охранной сигнализации, в том числе прием, регистрацию и  устройства контроля, предназначенные для конкретного использования в пункте приема сигналов.

Данный стандарт охватывает устройства контроля охранной сигнализации, которые должны устанавливаться в коммерческих и банковских помещениях, а также на сейфах и хранилищах для защиты от взлома. Эти требования также являются основой для классификации центров приема сигналов охранной сигнализации от устройств контроля. Что касается требований к устройствам контроля в целом, то они содержатся в полном объеме в CAN/ULC S301 — стандарте на централизованные и мониторинговые станции охранной сигнализации.

5. ULC-306-03 — стандарт на устройства обнаружения вторжения. Он касается устройств обнаружения вторжения для систем охранной сигнализации внешнего или внутреннего (безопасного) размещения для автоматической индикации присутствия нарушителя.

6. CAN/ULC-S310-M91 - стандарт на монтаж и классификацию систем охранной сигнализации квартир. Он относится к монтажу средств охранной сигнализации и к устройствам, образующим систему охранной сигнализации в целом. Данные требования включают критерии классификации уровней защиты отдельного помещения (квартиры).

7. ULC-S317-96 — стандарт на монтаж и классификацию систем видеонаблюдения для обеспечения безопасности учреждений и коммерческих помещений. Данные требования относятся к аппаратуре и монтажу камер видеонаблюдения и относящемуся к ним оборудованию.

8. ULC-S318-96 — стандарт на источники электропитания для систем охранной сигнализации. Он относится к источникам питания для использования в системах охранной сигнализации.

Национальный комитет Китая представил 94 национальных и промышленных (отраслевых) стандарта, а также разрабатываемые в стране стандарты по технической защите и безопасности в 7 разделах:

Системы охранной сигнализации.
Системы видеомониторинга.
Системы контроля доступа.
Системы досмотра.
Технологии физической укреплен-ности (сейфы, замки, двери).
Нормы и правила по разработке средств охранной сигнализации и безопасности.
Системы безопасности с использованием биометрических характеристик человека.

Интересен тот факт, что серия стандартов МЭК 60839 "Alarm systems/Системы охранной сигнализации" принята в Китае на уровне национальных документов.

МЭК ТК 79 ждет инициативы от российских компаний

Итак, можно отметить активность в области международной стандартизации по системам противокриминальной безопасности.

Россия, которая ранее занимала одно из ведущих мест в мире в области стандартизации, должна восстановить свои позиции и еще более активизировать свою деятельность в МЭК ТК 79. Работа, проводимая в МЭК специалистами ФГУ НИЦ "Охрана", показывает, что мнение российских специалистов с интересом воспринимается членами МЭК, которые всегда ждут встреч и обсуждений насущных проблем и вопросов.

Среди проблем, связанных с технической работой российского комитета, следует назвать необходимость расширения круга экспертов для активного участия в МЭК. Значение международной стандартизации и влияние, которое она оказывает на национальные стандарты, возрастает с каждым днем. Поэтому возможно и необходимо привлечение для работы по международной стандартизации в МЭК ТК 79 специалистов из российских компаний, работающих в индустрии безопасности, заинтересованных в утверждении и продвижении своей продукции и услуг на мировом рынке с высоким уровнем качества.

Источник: Каталог "СКУД. Антитерроризм"-2010

Архив публикаций