О концепции технического регламента “О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов”


Скачать

А.Г. Зайцев, зам. начальника ФГУ НИЦ “Охрана” МВД России
А.К. Крахмалев, начальник отдела ФГУ НИЦ “Охрана” МВД России

В соответствии с пунктом 85 Программы разработки технических регламентов на период 2006-2008 г.г., по распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года № 781-р ФГУ НИЦ “Охрана” МВД России проводит работы по созданию технического регламента: «О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов»

Цели задачи разработки проекта технического регламента и решае­мые проблемы.
Настоящий технический регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от террористических и криминальных угроз, определяет основные положения технического регу-лирования в области террористической и криминальной безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению антитеррористической и противокриминальной защиты людей и имущества, а также к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов.

Краткий обзор состояние проблемы.
Нарастание террористической и криминальной опасности вызывает озабоченность и вынуждает правительства всех цивилизованных стран принимать жесткие, часто непопулярные меры по обеспечению безопасности своих граждан. Во многом эти меры направлены на предотвращение чрезвычайных ситуаций, к которым могут привести диверсионно-террористические акции в отношении критически важных объектов промышленности, науки, транспорта и т. п., а также мест массового скопления людей. Реализация террористами своих целей на таких объектах вызывает широкий международный резонанс, приводит к дестабилизации проводимой государством политики.

К сожалению, в России ситуацию с обеспечением антитеррористической и противокриминальной защиты объектов в настоящее время можно характеризовать как достаточно напряженную и нестабильную.

В результате проведенных в конце 20 века реформ значительная часть потенциально опасных объектов, таких как международные аэропорты, объекты топливно-энергетического комплекса и кредитно-финансовой сферы, радиационно-, биологически-, химически-, взрыво- и пожароопасные объекты промышленности и науки, ряд объектов массового скопления людей: школы, больницы, стадионы, кинотеатры, супермаркеты и т. п. перешли из государственной собственности в частные руки.

Система государственной охраны данных объектов была нарушена, исполнение законодательных и правительственных актов стало для негосударственных собственников необязательным. К тому же, собственник получил право самостоятельно выбирать субъект охраны имущества (Ст. 421 ГК РФ), в результате чего обеспечение безопасности объектов было возложено на вновь созданные собственные службы безопасности, зачастую профессионально и технически неподготовленные.

Кроме того, была значительно принижена роль технических средств охраны в предупреждении и раннем обнаружении преступных проявлений.

Мировой опыт убедительно показывает, что применение надежных технических средств охраны, созданных на базе новейших технологий, позволяет существенно снизить риск террористических и криминальных посягательств на охраняемые объекты.

Правильно определить место технических средств охраны в орга-низации антитеррористической защиты объектов позволяет тот факт, что для реализации террористического акта необходима тщательная подготовка, зачастую требующая неоднократных проникновений на объект (например, для поэтапного накопления и сокрытия взрывчатых веществ). На охраняемом объекте провести такую подготовку практически невозможно, так как любая попытка проникновения на территорию, в здание или помещение объекта фиксируется техническими средствами и пресекается силами оперативного реагирования.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, в настоящее время отсутствует единое нормативно-правовое поле, определяющее государственную техническую политику и позволяющее организовать четкую систему антитеррористической и противокриминальной защиты объектов, в виде перечня обязательных для исполнения организационно-технических мероприятий.

Во-первых, до сих пор не выработаны критерии и порядок представления объектов в Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране.

Во-вторых, на законодательном уровне не определены механизмы взаимодействия и ответственность субъектов, прямо или косвенно участвующих в обеспечении безопасности объектов: органов государственной власти всех уровней, государственных силовых структур, ведомственных и частных охранных структур, собственных служб безопасности, разработчиков, производителей и поставщиков охранной техники, собственников и пользователей имущества. До сих пор их действия в части обеспечения защиты критически важных объектов и населения от террористических и иных преступных угроз характеризуется разобщенностью и бессистемностью, нечеткими, зачастую дублируемыми полномочиями, размытой ответственностью. Действующим Законодательством отношения между ними практически не отрегулированы, что приводит к свободному трактованию каждым из субъектов меры своей ответственности и обязанностей, возникновению судебных тяжб по мало-мальски не ясному вопросу.

В-третьих, отсутствуют единые нормы построения систем антитеррористической и противокриминальной защиты объектов различных категорий опасности. До уровня государственного регулирования не поднят вопрос применения технических средств охраны. Например, в принятом в 1998 году № 130-ФЗ “О борьбе с терроризмом” и даже в № 35-ФЗ “О противодействии терроризму” (принят в марте этого года) такой важный аспект, как антитеррористическая защита различных объектов с помощью технических средств охраны не отражен в достаточной степени. Данные мероприятия оба документа относят к категории «иных» либо «прочих». Технические средства охраны, как правило, не сертифицированы, поставки осуществляются не на конкурсной основе. Как результат - оборудование объектов дешевой, но малонадежной техникой, не обеспечивающей даже минимально необходимый уровень защищенности объекта; значительное расширение номенклатуры применяемых технических средств, не позволяющее проводить их качественную эксплуатацию; наполнение российского рынка морально устаревшей либо дорогостоящей импортной аппаратурой.

В-четвертых, механизмы государственного лицензирования, надзора и контроля в сфере антитеррористической и противокриминальной защиты объектов не закреплены законодательными актами, в результате чего эти функции малоэффективны, либо вовсе не применяются.

В таких условиях практически невозможно оказывать эффективное противодействие даже «традиционным», в общем понимании, преступным посягательствам, не говоря уже о профессионально подготовленных диверсионно-террористических акциях, которые с каждым годом становятся все чудовищнее и могут в обозримом будущем привести к возникновению федеральных или трансграничных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, возникла острая необходимость пересмотра целого ряда норм отечественного законодательства в области противодействия терроризму с целью приведения их в соответствие современным реалиям.

С введением Федерального закона № 184-ФЗ “О техническом регулировании” от 27.12.2002 г., появилась реальная возможность решить ряд важных вопросов в области антитеррористической и противокриминальной защиты имущества посредством разработки и утверждения на Федеральном уровне соответствующих технических регламентов.

Место технического регламента в системе действующего законодате­льства и международного права.
Указанным регламентом предполагается установить требования к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, которые станут основополагающими или базовыми при разработке других технических регламентов в этой сфере.

Учитывая, что антитеррористическая и противокриминальная защита объектов и имущества является неотъемлемой и важной частью обеспечения безопасности во многих сферах функционирования государства и общества, требования данного технического регламента могут распространяться на другие технические регламенты, для которых указанные требования являются неотъемлемой частью обеспечения безопасности.

До вступления в силу данного технического регламента, входящего в “Систему технического регулирования в сфере антитеррористической и противокриминальной защиты”, министерства и ведомства должны руководствам требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся антитеррористической и противокриминальной защиты объектов и имущества, находящихся в их ведении и сфере их ведения.

Такой подход хорошо согласуется с Федеральным законом “О техническом регулировании” (Глава 10. Заключительные и переходные положения, Статья 46, п.1)

Анализ существующих нормативно-правовых и нормативных документов, действующих в области применения технического регламента, анализа международного опыта регулирования в данной сфере.

В Российской Федерации действует сложная система нормативно-правовой регламентации обеспечения безопасности объектов от террористических угроз. Базовым документом, в этой области является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24).

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

С 1998 г. действовал Федеральный закон “О борьбе с терроризмом” (№ 130-ФЗ от 25.07.98 г.), который определял правовые и организационные основы противодействия террористическим угрозам в России, однако вопросы антитеррористической защиты важных объектов упомянуты в нем в самом общем виде. Более детально эта проблема рассматривается в нормативных актах, устанавливающих задачи и функции субъектов антитеррористической (в т. ч. подразделения безопасности и охраны защищаемых объектов). С 1 января 2007 г. Федеральный закон “О борьбе с терроризмом” будет отменен в связи с принятием в нового Федерального закона “О противодействию терроризму”).

Постановление Правительства от 15.09.99 г. № 1040 “О мерах по противодействию терроризму” предусматривает разработку и утверждение планов мероприятий по обеспечению устойчивой деятельности объектов промышленности, транспорта, связи, ядерного, топливно-энергетического и продовольственного комплексов.

Для координации деятельности федеральных органов исполните-льной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по противодействию терроризму был образован Межведомственный оперативный штаб во главе с министром внутренних дел. Вместе с тем, с 16.01.97 г. в стране существует и функционирует Межведомственная антитеррористическая комиссия (с 6.11.98 г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1032, - Федеральная антитеррористическая комиссия).

Согласно указу Президента от 16 февраля 2006 года “О мерах по противодействию терроризму” создан Национальный антитеррористический комитет (НАК). В соответствии с указом, НАК является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Федеральный закон РФ “О противодействии терроризму” (принят Госдумой 26 февраля 2006 года, одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 года) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Поскольку террористические посягательства относятся к криминальным явлениям, выработка адекватных мер противодействия и предупреждения должна осуществляться с опорой на Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ). В соответствии с этим террористические угрозы можно отнести к следующим группам и видам преступных деяний:

  • преступления, непосредственной целью которых является посягательство на объекты защиты;
  • посягательства на объект защиты, используемые в качестве способов совершения иных опасных преступлений;
  • преступления, облегчающие совершение посягательств на объекты защиты;
  • преступления, способствующие достижению цели (общественно опасного результата) при посягательствах на объекты защиты.

Вся совокупность вышеперечисленных деяний (их около 50) распределена в различных главах УК РФ:

  • преступления против общественной безопасности;
  • экологические преступления;
  • преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
  • преступления в сфере компьютерной информации;
  • преступления против основ конституционного строя и безопас-ности государства;
  • преступления против порядка управления;
  • преступления против военной службы;
  • -          преступления против мира и безопасности человечества.
    Вопросы, касающиеся борьбы с террористическими угрозами, находят

место также и в ряде других федеральных законах. Так, например, Федеральный закона от № 116-ФЗ от 1997 г. “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” предусматривает осуществление мер по недопущению проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц, изучение причин возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принятие мер по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов. Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ “О ведомственной охране” предписывает осуществлять защиту охраняемых объектов от противоправных посягательств, то есть решать задачи по обеспечению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, а также по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Таким образом, российская система нормативно-правовых актов, регулирующих организацию антитеррористической и противокриминальной защиты различных объектов представляет собой сложную систему разноуровневых документов, не связанных единой концепцией и нередко противоречащих друг другу. Ряд документов содержит отсылочные нормы - имеются ссылки на десятки других нормативных актов. Кроме того, в этих документах практически отсутствует единый подход к вопросам категорирования объектов по виду террористической и криминальной опасности, отсутствуют вопросы применения технических мер и вопросы взаимодействия организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности от террористических и криминальных угроз.

В соответствии с поставленными целями и задачами, и на основании проведенного анализа разработана первая редакция технического регламента “О требованиях к системам антитеррористической и противокриминальной защиты объектов”.

В настоящее время первая редакция документа направлена на согласование в 10 ведомств и министерств. Ознакомиться с текстом первой редакции можно в НИЦ “Охрана”. 

Источник: Сборник трудов 6-й международной специализированной выставки “Пожарная безопасность XXI века”, Москва, 2007.

Архив публикаций