НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ - БАЗА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ


УДК 006.83.012.024

НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ - БАЗА ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРОЕКТ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СТАНДАРТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

© А. К. Крахмалев,
кандидат технических наук, заместитель генерального директора Группы компаний «СИГМА» (г. Москва).

 Аннотация: статья посвящена нормативно-техническому обеспечению интеграции систем безопасности в свете проекта нового Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Ключевые слова: интегрированные системы безопасности, контроль и управление, техническое регулирование, стандартизация. 

Интеграция систем безопасности — это перспективное направление в развитии систем безопасности было сформировано в 80-90 годах XX века в Научно-исследовательском центре (НИЦ) «Охрана» МВД России совместно с предприятиями-партнёрами и с тех пор активно развивается как в России, так и за рубежом. С момента создания Центра была поставлена задача разработки приборов охранной и пожарной сигнализации для широкого круга объектов народного хозяйства, начиная от квартир граждан. Уже тогда появилась идея создания приборов, объединяющих (интегрирующих) функции охранной и пожарной сигнализации.

В 1984 году был принят базовый стандарт отрасли — ГОСТ 26342-84 «Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры» [1]. В этом стандарте есть определение понятия комплекса охранно-пожарной сигнализации, в котором уже определена интеграция двух функций.

Комплекс охранно-пожарной сигнализации есть совокупность совместно действующих технических средств охранной, пожарной и (или) охранно-пожарной сигнализации, установленных на охраняемом объекте и объединённых системой инженерных сетей и коммуникаций.

Развитие техники и технологий в 90-е и последующие годы привело к активному внедрению в отрасль безопасности систем контроля доступа и видеонаблюдения. Особую роль эти системы играют в обеспечении противокриминальной защиты.

Исследования и разработки, которые проводились в НИЦ «Охрана» совместно с партнёрами в сфере применения систем контроля доступа и видеонаблюдения для защиты от несанкционированного проникновения (противокриминальная защита), привели к формированию понятия «интегрированные системы безопасности» (ИСБ), как совокупности систем охранной, пожарной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения. Соответственно к 2000 году были приняты стандарты: ГОСТ Р 51558-2000 «Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний» [2] и ГОСТ Р 51241-98 «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний» [3], которые составили (наряду со стандартами охранно-пожарной сигнализации) нормативно-техническую базу для ИСБ.

Однако единого (общего) стандарта в рамках ГОСТ на ИСБ в то время разработано не было. Определённую роль в этом сыграло то, что ведомство Государственной пожарной службы (ГПС) перешло в подчинение МЧС России, а Центр «Охрана» вышел из состава ВНИИПО и остался в подчинении МВД России. Соответственно, в главные задачи Центра с тех пор входит только развитие систем охраны (противокриминальной защиты). Тем не менее, идеи интеграции продолжают развиваться и поддерживаются многими предприятиями, организациями, объединениями, в том числе и техническими комитетами по стандартизации, как в России, так и за рубежом, а также в международных комитетах ISO/IEC, CEN/CENELEC.

Интерес к интеграции с точки зрения стандартизации проявляется в том, что понятия «интегрированные», «комплексные», «комбинированные» системы безопасности присутствует во многих стандартах и нормативных документах, которые в настоящее время разработаны и вновь разрабатываются различными организациями и ведомствами. Зачастую эти понятия трактуются по-разному. Однако главная цель стандартизации — выработать единые подходы, начиная с общих понятий и терминологии.

В соответствии с обсуждением проекта новых стандартов ГОСТ Р «Информационные технологии. Системы безопасности комплексные и интегрированные» считаю необходимым учитывать действующие стандарты и другие НТД в этой области (как отечественные, так и международные), чтобы обеспечить преемственность и согласованность этих документов.

Прежде чем говорить о разработке новых стандартов ГОСТ Р «Информационные технологии. Системы безопасности комплексные и интегрированные», хочу обратить внимание специалистов на общее текущее состояние дел в области национальной стандартизации.

До настоящего времени нормативно-правовую основу стандартизации и сертификации определяет Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [4]. Принятый в 2002 году, он отменил действующие на то время Федеральные законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», породив множество проблем в области национальной системы стандартизации. О недостатках этого закона и о проблемах, связанных с практикой его применения, написано множество статей и публикаций, в которых, в частности, говорилось о необходимости принятия нового закона «О стандартизации». Очевидно, критика возымела своё действие и в октябре 2014 года депутаты Государственной Думы России приняли в первом чтении проект Федерального закона «О стандартизации в Россий-ской Федерации» [5].

В пояснительной записке к данному проекту [6] отмечалось, что «сложившаяся национальная система стандартизации в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» не отвечает современным экономическим условиям, не позволяет решать широкий круг государственных и социально-экономических задач, в том числе для нужд обороны, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения конкурентоспособности российской продукции. Увеличился разрыв национальной системы стандартизации с наилучшими международными практиками в сфере стандартизации».

Проект ещё не принят, в окончательной редакции возможны изменения, однако необходимо учитывать его положения и особенности при разработке ГОСТ Р.

Отмечу некоторые моменты проекта нового Федерального закона (ФЗ), связанные с его влиянием на практику разработки национальных стандартов. Привожу их без комментариев, так как объём настоящей статьи не даёт возможности детальной разборки положительных и отрицательных сторон:

 

  • добровольность применения национальных стандартов;
  • стандарты разрабатываются на основе консенсуса (согласие квалифицированного большинства членов технического комитета по стандартизации);
  • публичность обсуждения и рассмотрения проектов стандартов;
  • гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами;
  • установление в стандартах требований, обеспечивающих возможность контроля их выполнения;
  • разработчиком национальных стандартов является любое юридическое или физическое лицо, общественное объединение;
  • повышение роли технических комитетов в разработке стандартов (в том числе проведение экспертизы проектов стандартов, представление в Госстандарт предложения о принятии или отклонении проектов).

 

Кроме того, при разработке национальных стандартов необходимо учитывать и новые редакции следующих основополагающих стандартов, в которых также есть определённые изменения:

 

  • ГОСТ Р 1.2-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» [7];
  • ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» [8];
  • ГОСТ Р 1.1-2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» [9].

 

Проект нового ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также положения новых редакций основополагающих стандартов — это тема отдельного обсуждения. Однако, по моему мнению, положения новых документов по стандартизации позволяют сделать вывод, что в разработке стандартов основная роль принадлежит техническим комитетам по стандартизации, объединяющим на добровольной основе и на условиях равного представительства представителей государственных и негосударственных организаций, прежде всего, представителей промышленности и потребителей продукции. Эта тенденция также наблюдается в международной стандартизации по линии МЭК ТК 79 с вхождением в состав комитета ТК 79 представителей международных промышленных ассоциаций ONVIF и PSIA.

В заключении в порядке разработки предложений в области стандартизации ИСБ подчеркнём следующее:

 

  1. Интеграция — очень широкое понятие (как и безопасность).
  2. Интеграция систем безопасности и других автоматизированных систем в единый комплекс, безусловно, перспективное направление.
  3. Интеграция не может быть самоцелью. При интеграции систем необходимо исходить из того, что это даст, прежде всего, для повышения безопасности (с учётом технико-экономических соображений).
  4. Стандартизация в этой области необходима, но слишком широко трактовать это понятие вряд ли нецелесообразно.
  5. Стандарты в этой области также должны иметь практическую направленность и однозначно определять, что с чем и зачем интегрируется.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ГОСТ 26342-84 «Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры».
  2. ГОСТ Р 51558-2000 «Системы охранные телевизионные. Общие технические требования и методы испытаний».
  3. ГОСТ Р 51241-98 «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний».
  4. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (действующая редакция от 23.06.2014).
  5. Проект Федерального закона № 555391-6 «О стандартизации в Российской Федерации» (редакция, принятая ГД ФС РФ в I чтении 15.10.2014).
  6. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».
  7. ГОСТ Р 1.2-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».
  8. ГОСТ Р 1.5-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».
  9. ГОСТ Р 1.1-2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».

 

Источник: Сборник научных статей VII Международной научно-технической конференции «Безопасность государства в руках отечественных производителей», Самара, 2015.

Архив публикаций