НИЦ «ОХРАНА» - ПРОВОДНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ


Скачать

Интервью с заместителем генерального директора ГК СИГМА А.К. Крахмалевым.

В НИЦ «Охрана» Александр Кузьмич Крахмалёв начал работать в далекие 60-е, так что, можно сказать, на его глазах происходило основное становление службы. Тогда Центр был пионером в сфере создания средств охранной техники, единственной организацией, вокруг которой начинала формироваться вся индустрия безопасности. Безусловно, интересно мнение человека, который и сегодня, уже в новом качестве, активно участвует в развитии сферы охраны, о ее современном состоянии и роли НИЦ «Охрана» МВД России, которую учреждение играет сегодня.

 - Охранные структуры, в том числе и предприятия, производящие технические средства охраны (ТСО), сейчас в большинстве своем не государственные, а частные. Соответственно, любое из таких предприятий преследует собственные интересы. При отсутствии единого координирующего центра каждое будет пытаться «тянуть одеяло» на себя, действовать, руководствуясь только своими финансовыми интересами. Поэтому здесь необходима направляющая и координирующая роль, которую и должен играть НИЦ «Охрана» МВД, как организация, некогда заложившая основы современной отрасли безопасности, и представляющая интересы государства и МВД в части формирования единой технической политики. И в которой сегодня трудятся лучшие специалисты данной сферы.

-    Александр Кузьмич, обоснуйте, пожалуйста, почему необходимо наличие такого координирующего центра?

-           Обеспечение безопасности граждан – это одна из основных функций государства! Безусловно, в современной России в условиях рыночной экономики безопасность также является предметом бизнеса, и соответственно, на этом рынке действуют многочисленные частные предприятия. И это нормально, они также играют важную роль в обеспечении безопасности граждан. Однако для любой частной компании, главная цель – получение прибыли! Это законы рыночной экономики, иначе частные предприятия существовать не могут. И именно руководствуясь этим, они сегодня будут заниматься охраной, а завтра, могут полностью изменить свою деятельность.

Если говорить о рынке технических средств охраны (ТСО), которые играют важнейшую роль в обеспечении безопасности, то здесь необходима государственная техническая политика для управления этим рынком, так как в конечном итоге за безопасность в стране отвечают государственные силовые структуры. Эта политика должна формироваться в целом МВД России, а в области применения и развития технических средств охраны, проводником этой политики должен выступать ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России.

Механизмом реализации такой политики является проведение научно-исследовательских работ, деятельность по нормотворчеству и стандартизации (разработка национальных стандартов, ведомственных нормативных документов, участие в международной и межгосударственной стандартизации), обучение специалистов вневедомственной охраны и других подразделений полиции новейшим достижениям и тенденциям в области применения и эксплуатации техсредств охраны, проведение информационной поддержки подразделений в области ТСО.

Это основные задачи НИЦ «Охрана» на современном этапе. Кроме того имеются многочисленные текущие задачи, которые перед НИЦ ставят непосредственно Главное управление вневедомственной охраны и МВД.

Эти задачи не могут выполняться частной компанией, так как не могут быть источником прибыли.

Особую роль на современном этапе играет стандартизация. Федеральный закон «О техническом регулировании» напрямую указывает на приоритетность применения международных стандартов. Но для того, чтобы международные стандарты учитывали интересы России и российской индустрии безопасности, необходимо активно проводить работу в международных организациях по стандартизации. Такая возможность сейчас имеется благодаря деятельности Центра, который возглавляет российский Технический комитет по стандартизации ТК 234 и активно участвует в международном Техническом комитете МЭК ТК 79 Alarm and Electronic Security Systems («Электронные системы тревожной сигнализации»).

Однако работа над международными стандартами не должна подменять деятельность по национальной стандартизации. Все ведущие страны, участвуя в международной стандартизации и входя в ВТО, тем не менее, имеют свои национальные стандарты, которые обеспечивают защиту национального рынка. А необходимость защиты национального рынка продукции в области безопасности не вызывает сомнений. Разработкой национальных стандартов (ГОСТ Р) занимается ТК 234, в состав которого входят более 70 организаций, большинство из которых частные компании. И здесь также необходима направляющая и координирующая роль НИЦ, как организации, представляющей интересы государства в области технических средств безопасности и проводящей техническую политику поддержки российских производителей ТСО.

Не меньшее значение имеет и разработка ведомственных нормативных документов (рекомендации по выбору, применению, эксплуатации ТСО и др.). Разработанные в НИЦ документы используются многими другими ведомствами при создании своих нормативных документов по безопасности (Сбербанк, Газпром, Роснефть, и многие другие). В связи с развитием техники и появлением новых ТСО, эти нормативные документы требуют постоянного и оперативного обновления. Здесь для Центра очень много работы.

-   По Вашему мнению, чем вызвана необходимость взаимодействия Центра с компаниями-разработчиками и заводами-изготовителями? Является ли оно обязательным?

-   Все новое, всякая инновация, начинается с этапа проведения научно-исследовательских работ (НИР). Проведение НИР - это одна из главных задач НИЦ «Охрана» МВД, как я уже говорил раньше. Частные организации научно-исследовательские работы проводить не будут, так как эта работа требует определенных финансовых затрат, которые не могут быстро окупиться или могут иметь вообще отрицательный результат. Однако технический прогресс без НИР невозможен и здесь необходима поддержка государства. С другой стороны внедрение результатов НИР в практику (серийное производство) тоже требует затрат, но они быстро окупаются, и негосударственные производственные предприятия в этом явно заинтересованы.

Для решения вопросов разработки и внедрения в практику новых технических средств охраны в НИЦ «Охрана», при поддержке ГУВО МВД России был создан уникальный механизм партнерского взаимодействия Центра и негосударственных производственных предприятий, который действует и в настоящее время. Это позволяет существенно экономить государственные расходы на разработку новых ТСО и обеспечить поддержку отечественных производителей.

- В чем сейчас заключается Ваше участие в развитии охранной индустрии в стране?

-  Фирма «СИГМА-ИС», в которой я в данный момент работаю, представляет собой группу компаний (ГК СИГМА), объединенных единым замыслом создания совершенных средств комплексной безопасности и жизнеобеспечения технологически сложных и распределенных объектов. Основная деятельность группы компаний – разработка, производство и внедрение интегрированных систем безопасности (ИСБ). Это перспективное направление в развитии систем безопасности было создано в 80 – 90 годы в НИЦ «Охрана» и с тех пор активно развивается как в России, так и за рубежом. Я занимаюсь развитием этого направления в ГК СИГМА, а также являюсь представителем от компании в ТК 234 и экспертом МЭК ТК 79, участвую в национальной и международной стандартизации в области систем безопасности, поскольку ГК СИГМА также принимает участие в работе по национальной и международной стандартизации, входит в состав технических комитетов по стандартизации: ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления»; ТК 234 «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты», ТК 22 «Информационные технологии». В ТК 22 мы ведем секретариат подкомитета ТК22/ ПК129 «Кодированное представление видео/аудио информации, мультимедийной и гипермедийной информации».

Над чем сейчас ведется ваша совместная работа с Центром «Охрана»?

-  Объект нашей совместной работы - интегрированная система безопасности «ИСБ Рубеж». Система была создана на основе принципов построения ИСБ, разработанных в НИЦ. «ИСБ Рубеж» одна из первых интегрированных систем, которая была включена в перечень технических средств, разрешенных к использованию в подразделениях вневедомственной охраны («Список технических средств безопасности, удовлетворяющих «Единым техническим требованиям к системам централизованного наблюдения, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны» и «Единым техническим требованиям к объектовым подсистемам охраны, предназначенным для применения в подразделениях вневедомственной охраны»    Прим.- Ред.).

Тогда это направление было новым, поэтому потребовались значительные усилия, чтобы продвинуть его на рынок. Впоследствии сама идея создания интегрированных систем безопасности была подхвачена многими компаниями.

В чем еще заключается Ваше сотрудничество с Центром?

-  Как я уже упомянул, это взаимодействие осуществляется в рамках Технического комитета по стандартизации. На базе «ИСБ Рубеж» развиваем новое направление – интегрированный комплекс систем физической защиты (ИК СФЗ) «Индигирка» для применения на критически важных объектах и объектах повышенной опасности (ФСИН, Роснефть, Газпром, Минатом и других). Новое направление - адресно-аналоговая система безопасности «АСБ Рубикон» предназначен для офисных объектов, жилых домов массовой застройки и т.д.

Вообще есть много направлений, которые можно развивать совместными усилиями. Взять, к примеру, программу «Безопасный город». Это направление, требующее объединения усилий, ведь это не просто система, а целая идеология создания и применения технических средств для обеспечения безопасности граждан в городах. Многие компании этим занимаются. Практически в каждом городе создается своя система, но поскольку в эти проекты вкладываются государственные средства, и немалые, необходимо выработать единые подходы.

На данный момент отсутствует единая концепция создания, внедрения и развития аппаратно-производственного комплекса (АПК) «Безопасный город». Необходимо разработать общие принципы построения и развития этого комплекса.

Специалистами нашей компании на основе многолетнего опыта работ по созданию и внедрению сложных территориально распределенных автоматизированных систем управления функционированием, жизнеобеспечением и безопасностью (АСУ ФЖБ) разработан системный подход к созданию АПК «Безопасный город».

Мы предлагаем разработать общую Концепцию построения и создания АПК «Безопасный город». Это может быть нормативный документ государственного уровня (ФЗ, Постановление Правительства, ГОСТ Р, Технический регламент).

Для этого нужно привлечение широкого круга специалистов. И здесь необходима направляющая и координирующая роль ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России для привлечения к этой работе специалистов ТК 234 в рамках деятельности по стандартизации.

Я поддерживаю мнение начальника ФКУ НИЦ «Охрана» МВД России Алексея Геннадьевича Зайцева, что при ТК 234 можно было бы создать подкомитет ПК-5 «Системы обеспечения антитеррористической и противокриминальной защиты города», направлением работы которого могла бы стать программа создания серии национальных стандартов (ГОСТ Р) по тематике АПК «Безопасный город». Наша компания готова участвовать в этой работе и предоставить все наши наработки в этой области.

- Большое спасибо за интервью.

Ирина ЛАПШИНА

Источник: Ежемесячный информационно-аналитический обзор «ИНФОРМОХРАНА» №3, 2104, ФКУ НИЦ «ОХРАНА» МВД России

Архив публикаций